Стоматология и логопедия
Возможно для кого-то это покажется странным, но такая специализация, как логопедия самым тесным образом связана со стоматологией. Данные стоматологических исследований широко используются в логопедии, и часто речевая патология, так или иначе, связана с повреждениями органов речи. Взаимодействие логопедов и педагогов с детскими стоматологами и ортодонтами позволяет выявлять уже на ранней стадии многофункциональные нарушения, способствующие возникновению речевых патологий.
Важное значение для развития речи имеет правильная артикуляция звуков. Аномалии артикуляционного аппарата, дефекты в его строении могут стать причиной неправильной артикуляции звуков и возникновения механической дислалии.
Не последнюю роль в развитии артикуляционного аппарата имеет формирование правильного прикуса у ребенка. Иногда проявления неправильного развития прикуса могут считаться как проходящие, но могут рассматриваться и как начало патологии, особенно если эти признаки отмечаются одновременно с неправильно протекающими функциями дыхания, глотания, речи.
Не последнюю роль в формировании правильного прикуса имеют молочные зубы. К сожалению, родители часто не считают нужным заниматься молочными зубами, рассматривая их, как временное явление. Однако это далеко не так и молочные зубы играют большую роль в формировании постоянных зубов и сохраняют место для их правильного прорезывания. При потере молочного зуба более чем за два года до прорезывания его постоянного собрата требуется протезирование, иначе это скажется на формировании соотношения зубов и, как результат, на развитии артикуляции.
Чтобы не допускать ошибок при выявлении аномалий в развитии артикуляционного аппарата важно учитывать и степень зависимости правильной артикуляции звуков от конкретной выявленной анатомии в строении артикуляционного аппарата. Всё это, несомненно, накладывает необходимость знаний логопедов в строении и анатомии артикуляционного аппарата, аномалий его развития в зависимости от возраста ребенка.
Так же логопеду важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звуков от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. При механической дислалии до постановки звуков нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата.
Известно, что у ребенка в результате прокладывания языка между зубами при открытом прикусе нарушается дикция и у него возникают трудности в произношении свистящих звуков. Логопед не сможет поставить ребенку правильное произношение звуков, пока состояние артикуляционного аппарата, обусловленное нарушениями строения зубочелюстной системы ребёнка, не позволяет это сделать. Лечение таких случаев ортодонт или детский стоматолог проводит совместно с логопедом или дефектологом.
С целью коррекции открытого прикуса детские стоматологи рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки или трейнеры – мягкие силиконовые многофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса (приоральных и внутриоральных мягких тканей).
Для решения проблем при формировании артикуляционного аппарата, для правильного развития речи ребенка важным является тесное взаимодействие врачей разных специальностей, в том числе логопеда, стоматолога и ортодонта.